Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в техническом вузе.

 

Современные социально-экономические условия предполагают организацию всей управленческой деятельности, в том числе и педагогической, на основе демократизации и создании партнерских отношений в трудовых, студенческих и ученических коллективах.

Исходя из современной парадигмы непрерывного образования, проблема психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса становится достаточно актуальной.

Специфика работы преподавателей в техническом вузе заключается в том, что преподаватели имеют техническое образование, т.е. они инженеры различных направлений. Это, как правило, специалисты высокого класса.

Но они не преподаватели, а инженеры.

Их обучение в техническом вузе имело направление «человек-машина», а работа преподавателя требует направления «человек-человек».

Работа в вузе требует серьезной психолого-педагогической подготовки.

Грамотное управление  учебно-воспитательным процессом позволяет активизировать резервные возможности студента, развить его творческие  способности, выявить затруднения и психологические барьеры, возникающие в ходе совместно-раздельной деятельности  обучающихся и преподавателя.

 

Адаптация студентов

 

Успешность педагогического процесса во многом зависит от тех отношений, которые складываются между студентами в учебной группе, от правильно организованного взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Исходя из этого, первостепенное значение приобретает решение проблем, связанных с социально-психологической адаптацией студентов-первокурсников к условиям высшей школы.

 

Социально-психологическая адаптация студента, это такое состояние взаимоотношений личности и группы, при котором: личность успешно и продуктивно осуществляет учебную деятельность, удовлетворяет познавательные потребности,  потребности  в  общении,  принятии,  самовыражении  и  самореализации,  свободно  реализует  свои  творческие  способности.

Изменившиеся условия жизни и учебы бывших школьников, нынешних первокурсников, невозможность использования сложившихся  стереотипов  и  отношений  для  большого  количества студентов достаточно тяжелы и даже болезненны.

Оптимизация процесса вхождения студентов-первокурсников в новые условия жизни и деятельности является важнейшей задачей, стоящей перед педагогическим коллективом современного вуза.

Эффективность  социально-психологической  адаптации  в значительной мере зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи.

 

Реализацию данной задачи можно начинать с проведения в самом начале учебного года в каждой группе первого курса тренинга на сплоченность группы.

В ходе социально-психологического тренинга первокурсники лучше узнают себя и других, приобретают навыки общения в новых для них условиях, в группе закладывается фундамент будущих  взаимоотношений, и группа из аморфного состояния переходит в более конкретную структуру с конкретными людьми.

Данный вид тренинга выполняет формирующую, и диагностическую функцию.

 

Мотивация.

 

Учебная деятельность  студента  обусловлена  рядом  психологических факторов, важнейшим из которых является мотивация.

Самый  продуктивный  вид  мотивации —  познавательная  мотивация, так как познавательная потребность имеет тенденцию к не насыщаемости.

Формирование и динамика учебной мотивации зависит от многих причин.

 

Необходимо отметить, что у некоторых студентов сформирована неверная профессиональная мотивация.

Иногда на формирование мотивации студента оказывает влияние группа с аморфной мотивацией, т.е. нет ярко выраженной мотивации ни к учебной, ни к профессиональной деятельности.

Студенты в такой группе отличаются низкой успеваемостью, не желанием выполнять поставленные перед ними учебные задачи.

 

Чтобы вызвать интерес к изучаемым теоретическим знаниям, необходимо осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки.

Этот момент наступает  тогда, когда студент понимает полезность знаний лично для себя.

 

Роль преподавателя заключается в том, чтобы на каждое занятие определить цель и поставить задачи так, чтобы они стали целями и задачами самого студента.

Кроме этого, на осознание необходимости знаний большое влияние оказывает содержание обучения, а также отношение к читаемому предмету самого преподавателя.

 

Следует отметить еще одно психологическое условие формирования интереса к изучаемым знаниям это осознание студентом новизны излагаемого материала, которая способствовала бы более углубленному пониманию того, что в той или иной мере уже было представлено  ранее. 

При  абсолютной  новизне  не  образуются ассоциативные  связи,  материал  может  «повиснуть  в  воздухе», останется  не воспринятым,  не понятым  и  не усвоенным. 

Решая эту задачу, преподаватель, реализуя принцип преемственности в обучении, должен на каждом занятии актуализировать те знания студентов, которые необходимы для восприятия и усвоения нового знания.

 

Методы обучения

 

Формирование  потребности  в  знаниях  зависит  от  активизации  мыслительной  деятельности  студента

Для  реализации данного условия преподавателю необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения со студентами, где обучающиеся находятся в позиции активных деятелей.

Этому способствует использование методов педагогического сотрудничества, а также методов проблемного обучения и активных методов обучения.

Применение активных  методов  обучения  обусловливается  современными задачами образования, заключающимися в том, чтобы не только обеспечить знания, но и развивать познавательную мотивацию, мышление студентов, их творческие способности, а также формировать умения и навыки умственного труда.

 

Познавательная активность  и  самостоятельность  проявляется  у  студентов  в стремлении  и  умении  самостоятельно  мыслить,  в  способности  переносить приобретенные знания, умения и навыки на новые учебные и жизненные ситуации, в использовании оригинальных  подходов к решению задач любого типа, в определении причинно-следственных связей и проявлении творчества при выполнении учебных (и практических) заданий.

При использовании активных методов обучения студенты показывают не только уровень интеллектуального развития, но и проявляют личностную позицию.

Необходимо  отметить  эффективность  использования  интерактивных  методов  обучения,  как  разновидности  активных  методов обучения.

Основной принцип интерактивных методов обучения — это  получение  знаний  в  процессе  взаимодействия  обучающихся друг  с  другом  и  преподавателем. 

Методы  данного  типа  наиболее соответствуют  реализации  личностно-ориентированного  подхода в обучении.

Преподаватель выступает в роли организатора и консультанта процесса взаимодействия, создает условия для проявления обучающимися инициативы.

Новые знания, умения и навыки формируются на основе опыта самих обучающихся в ходе сотрудничества  и  взаимообучения. 

В  ходе  интерактивного  занятия  студенты учатся выражать собственное мнение, формулировать высказывания, доказательно  отстаивать  свою  точку  зрения,  внимательно  выслушивать  альтернативное  мнение.

 Использование  интерактивных методов обучения позволяет реализовать идею сотрудничества, учит субъектов  учебного  процесса  конструктивному  взаимодействию, способствует созданию здорового психологического климата, доброжелательной обстановки.

Принципы обучения

 

Реалии современного общества требуют от образовательных учреждений реализации всех принципов обучения, но особое значение придается двум из них:

·        принципу преемственности в обучении и

·        принципу непрерывности образования.

 

Принцип преемственности должен реализовываться не только через внутрипредметные и межпредметные связи в содержании образования, но и в организационных формах и методах обучения.

Преподавателю вуза необходимо знать содержание школьного образования, чтобы опираться на те знания, которыми располагает студент-первокурсник.

Основной формой организации обучения в  школе  является  урок,  в  вузе — лекция. 

Первокурсники  плохо представляют себе, что такое лекция.

Преподавателю, работающему на первом курсе, необходимо показать основные отличия лекции от других организационных форм, показать ее основные функции, ее связь с семинарскими, лабораторно-практическими занятиями  и  самостоятельной  работой  студентов,  а также  указать на особенности конспектирования лекции:

·        это может быть подробный конспект,

·        план-конспект,

·        тезисный конспект,

·        запись ключевых понятий и т.д.

Кроме этого, необходимо познакомить первокурсников  с  новыми  формами  обучения:  семинарскими и  лабораторно-практическими  занятиями,  —  а также рассказать о требованиях, которые будут предъявляться к студентам при выполнении того или иного задания.

Преемственность  должна  реализовываться  и  через  методы обучения:

в вузе необходимо использовать методы развивающего, проблемного и программированного обучения — если мы хотим, чтобы обучение в вузе носило развивающий характер.

 

Реализации принципа непрерывности образования способствует  формирование  у  студентов-первокурсников  познавательных  потребностей и, следовательно, познавательной мотивации, фундаментализации вузовского образования, а также формирование умений и навыков организации самостоятельной работы.

 

Контроль  и  самоконтроль.

 

Обучение в школе включает ежедневный контроль знаний обучающихся со стороны учителей и родителей.

Вузовское обучение не предполагает использования данной системы контроля: родители  считают,  что  ребенок  уже  взрослый  и  перестают  его контролировать, преподаватель тоже считает студента самостоятельным, а студент первого курса не знает, что ему делать с этой свободой.

 

Задача преподавателя заключается в том, чтобы четко организовывать текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Постепенно  делегируя  некоторые  контрольные  функции  обучающимся, преподаватель тем самым формирует самоконтроль и самооценку студента.

 

Атмосфера обучения

 

Эмоциональный фон обучения имеет очень большое значение в организации учебной деятельности студента.

Опыт показывает, что  отрицательные  эмоции  часто  способствуют  дезадаптации студентов. Особенно это касается студентов-первокурсников, которые еще не знакомы с системой обучения в вузе, формами и методами организации обучения, с требованиями, предъявляемыми данной системой.

 

Необходимо создать положительную атмосферу, настроить студентов на активное восприятие учебного материала.

С этой целью преподаватель может использовать интересные факты, необычные примеры, материалы литературных произведений, видеоматериалы и т.д.

 

Настроение является эффективным фоном учебной деятельности.

 

Одной из главных задач, стоящих перед преподавателем, является создание ситуации успеха, особенно для неуверенных в своих силах студентов, что будет способствовать формированию  мотивации  достижения  успеха. 

Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет достичь поставленной задачи, учитывать и развивать личностные качества студентов, а также формировать профессиональные компетенции будущего специалиста.

Перечисленные вопросы являются лишь небольшой частью той работы, которую проводит вуз по адаптации студентов к обучению  через  систему  повышения  квалификации  преподавателей.

Вооружение  преподавателей  психолого-педагогическими  знаниями обеспечивает готовность и способность к педагогической деятельности, повышает мотивацию освоения новых педагогических  технологий,  потребность  оптимизировать  педагогический  процесс.